Якуб Колос

 


Якуб Колас, классик белорусской и мировой литературы, один из основоположников современной белорусской литературы и литературного белорусского языка. Поэт, драматург, прозаик, публицист, переводчик, педагог, общественный деятель.

Настоящее имя Якуба Коласа - Константин Михайлович Мицкевич.  Родился  3 ноября 1882 г. (по новому стилю) в подворье Акинчицы Минского уезда Минской губернии (ныне город Стубцы Минской области), крестился православный. Его родители, Михаил Казимиравич и Ганна Юрьёна (урожденная Лёсик), происходило из крестьянского сословия с Микалаевщины, что в 12 км от Стоубцов. Из тринадцати рожденных в семье детей только девять достигли совершеннолетия. Его отец был лесником князя Радзивилла; мать, домработница. Вскоре после рождения Костуса (как его называли дома) семья переехала в усадьбу Ласток (также называемую Сухощиной). В 1890–1904 годах Мицкевичи жили в лесной усадьбе Альбуц близ Микалаевщины.       

Показанные проезжающие истории, показанные проезжающие истории мимо путешественников, которые привлекают вспоминающие себя, ему новое понимание жизни, - все это оставило значительный след в сердце мальчика.  Он также слушал белорусские песни, которые исполняла его мама.  Большое влияние на мальчика оказал брат его отца, Антос, пробудивший в нем первый интерес к литературе.  Костус сам изучал русскую грамматику и в течение двух зим вместе со старшими братьями воспитывался в так называемого «директора» (мальчика, окончившего народную школу), а сам окончил народное училище на Микалаевщине. (  1892-1894 ). В 1895-1897 гг.   Константин Мицкевич жил в Альбуц, помогал родителям по хозяйству и тем временем готовился к вступительным экзаменам в пединститут;  он много читал.  В возрасте около девяти лет под Крылова, известного русского баснописца, он создал собственную басню «Ворона и лисица».  В возрасте двенадцати лет он написал свой первый стих «О Весна», за что был вознагражден отцом.  В это время юный Мицкевич впервые познакомился с белорусской литературой (стихотворение Янки Лучиной «Старый лесник»), которое произвело на него сильное впечатление.

В  1898 году поступил в Несвижское училище, которое окончил в 1902 году. В студенческие годы увлекся художественной литературой: читал произведений А. Пушкина, Н. Лермонтова, Н. Гоголя, А. Кольцова, Н. Некрасова, Л. Толстого, И. Хемницера, Т. Шевченко, И. Франко. , А. Мицкевич. Он сочинял стихи и басни на русском языке, собирал материал по белорусской этнографии, записывал устный фольклор. Затем он начал писать стихи и прозу на белорусском языке - стихи о природе и тяжелой участи крестьянства, длинные стихотворения «У костра» и «Страх», которые не сохранились, и небольшую статью «Наша деревня, люди.     , и что творится в деревне », его первое прозаическое произведение.  Сильное влияние на будущего поэта оказал его учитель в колледже Ф. Кудринский.  Он одобрил литературные усилия молодого Мицкевича и обратил его внимание на большее значение его произведений на белорусском языке. не может возбудить во мне при письме чувства и краски, присущие белорусскому языку и белорусским образам в такой же степени, как и белорусский язык, проникнув в мою природу с молоком матери ».

Начало его трудовой и общественной деятельности приходится на  первое десятилетие 20 века ; его литературные произведения становятся более совершенными и разнообразными по жанрам; его сочинения появляются в печати.   

После окончания училища в 1902–1905 годах молодой педагог работал в Палесском районе, в селах Люсина (ныне Ганцавичский район) и Пинкавичи (ныне Пинский район).  Собирал этнографические записи и белорусский фольклор.  Одновременно он знакомился с нелегальной революционной литературой и разъяснительные беседы с сельскими жителями.  Позже он писал: «К 1905 году я еще не мог ориентироваться во всех политических партиях, но я уже был отчаянным врагом самодержавия и активно действовал в этом направлении».  Так, в ноябре 1905 года он написал про своих жителей Пинкавичей своему помещику о подтверждении их прав на озеро и пашню.  Губернатор Минска поручил полиции проверить информацию о «учителе Пинкавичей Мицкевича, который подстрекал сельчан ... »17 сентября 1906 года в наказание за общественную деятельность К. Мицкевича перевели в народное училище в Верхмене (ныне Смолевичский район).  9-10 июля 1906 г. он участвовал в незаконном съезде учителей в селе Микалаевщина, на котором обсуждались вопросы реорганизации народного образования на принципах демократии и децентрализации.  Съезд был разогнан полицией, и К. Мицкевич, в том числе, лишился права работать учителем.  на обсуждаются вопросы реорганизации народного образования на принципах демократии и децентрализации.  Съезд был разогнан полицией, и К. Мицкевич, в том числе, лишился права работать учителем.  на обсуждаются вопросы реорганизации народного образования на принципах демократии и децентрализации. Съезд был разогнан полицией, и К. Мицкевич, в том числе, лишился права работать учителем.

1 сентября 1906 г. в  вильнюсской белорусской газете « Наша доля» была опубликована его поэма «Наша Родина», в которой автор назвал свою страну «бедной землей», «землей, забытой богом». Это было первое печатное Адское произведение, в котором он впервые использовал псевдоним Якуб Колас (позже он использовал другие псевдонимы, такие как Тарас Гуща, Карус Лапац, К.зиноки, К. Альбуцкий, Андрей Губернатор). социалист, Тамаш Булава, Ганна Груд, Микалаевец, Лесавик и др.). 15 сентября 1906 г. « Наша Доля» опубликовала небольшой рассказ «Свобода» о произволеской полиции - первое проза произведение писателя, появившееся в печати.        В это же время он начинает активно работать как автор белорусской газеты «  Наша Ніва». (Наше поле), также издается в Вильнюсе (Вильнюс).  В его работе появляются новые формы.  С аллегорическими повествованиями под названием «Сказки жизни», отмеченными глубокими философскими прозрениями, он выходит на более  высокий уровень литературы.

Зимой 1906–1907 гг. Колас жил с родственниками в лесной усадьбе Смолярня, где без разрешения частную школу.  Затем он начал составлять школьную книгу «Второе чтение для белорусских детей».  В 1907 году он снова приехал в Вильно, несколько недель отдел рефератов в «  Нашей Ниве». , но был вынужден покинуть город по требованию полиции.  В начале 1908 года непродолжительное время преподавал в частной школе села Сани (ныне Талачинский район).  15 сентября 1908 года он был заключен к трем годам лишения свободы по обвинению в деятельности Всероссийском учительском союзе, целью которого было заявлено судом, устранение существующего общественного строя в Российской империи. написал другой человек, имя которого он не назвал в суде). Колас отбыл полный срок в Минской тюрьме.

За решеткой Колас продолжал писать стихи и успел отправить их на улицу.  Многие из его работ того времени медвежьих мотивов освобождения от социального и национального гнета :

Крестьянин-же честь остающеся,
я наклоняюсь, пока из -  за час не приходит,
молчит, до  сих пор молчит, безропотно ...
Но скоро я буду кричать вперед, провозглашая:
"Готовы, ребята, берите в руки оружие!"
(из поэмы «Крестьянин», 1909, пер. Веры Рич)

В 1910-е годы Колас обращается к крупным литературным формам с философскими интерпретами жизни - он начинает работу над своими лирико-эпическими поэмами «Новая земля» и «Симон». Музыкант ".

Написанные в то время его стихи и рассказы публиковались в газете «  Наша Ніва». .  В 1909 году его первая книга «Второе чтение для белорусских детей» вышла в Белорусском издательстве (точное название «Пресса-солнце-заглянет-в-наше-окошечко») в Санкт-Петербурге. Петербург.  В книгу вошли стихотворные и прозаические произведения с описанием природы, басни и сказки о животных, стихи и рассказы на морально-этические темы и посвященные тяжелой жизни сельчанина.  Первый сборник его стихотворений «Песни печали» был издан в Вильне в 1910 году. Автор поэтического образ белорусского крестьянина, который, несмотря на возрождение родной земли, говорит о его бессильная судьба, и все же он уважает себя и стремится к лучшей. Эти ранние произведения Коласа были высоко оценены русским писателем Максимом Горьким.

Освободившись из тюрьмы, с  сентября 1911 по  1914 год  Якуб Колас практиковал преподавательскую деятельность: несколько месяцев без официального разрешения обучал детей в поселке Лунинец;  в 1912-1914 гг., получив аттестат политической состоятельности, преподавал в селе Купятичи близ Пинска, а затем в затемной школе в Пинске.  Этот раз оставил значительный след в личной жизни Коласа.  В августе 1912 года на подворье Смольня близ села Николаевщина он впервые встретился с другим выдающимся писателем - Янкой Купалой, белорусский тем самым их дружбу на всю жизнь. В июне 1913 года Константин Мицкевич женился на Марии Дмитриевне Каменской, учительнице железнодорожной школы в Пинске, с которой они прожили более тридцати лет и имели троих сыновей.

Газета  Наша Ніва регулярно публиковались стихи Коласа, как правило, разным внутренм белорусской деревни.  Его книга под названием «Сказки» вышла в Вильню в 1912 году. Его рассказы «Дар Немана» и «Толстое бревно», а также сборник рассказов в стихах «Заблудший человек» были изданы отдельными изданиями в Санкт-Петербурге. -Петербург в 1913 году. Основная тема произведений - жизнь белорусского крестьянства;  главный герой - сельский житель со своими горестями, обычными и привычками.  Еще один сборник рассказов с широким тематическим диапазоном, «Картины сообщества жителей», был издан Белорусским издательским объединением в Вильне в 1914 году.Прозаические произведения, написанные Коласом в то время, по своей тематике, идеологии и структуре изображения были близки его стихам.  В 1916 году в издательстве «Солнце заглянет и в окошечко» напечатано его драматическое наше произведение.

Во время Первой мировой войны в  1915 году с приближением линии фронта Якуб Колас с семьей эвакуировался в Московскую губернию, где его призвали в армию.  После окончания Александровского военного училища в Москве в 1916 году служил в запасном полку в городе Пермь.  Летом 1917 года в звании младшего лейтенанта он был направлен на Румынский фронт, но вскоре после этого получил отпуск по болезни и присоединился к своей семье в городе Обоянь (ныне Курская область, Россия).  Как учителю разрешили уволиться из армии и работать инструктором и учителем в городе Обоянь и его окрестности.

Его поэзия этого периода несет в себе антивоенные мотивы и одновременно вызования поэта за судьбу Беларуси в новых исторических условиях после войны и революции 1917 года, одновременная весна к созидательному труду для лучшего будущего своей родины. г.).  Он продолжает работу над стихами «Новая земля» и «Симон-музыкант», пробует свои силы в качестве драматурга.  Один из примеров - пьеса «Антос лата» (1917 г., первая постановка в Минске в 1918 г.), в котором автор показывает трагическую судьбу крестьянина, некогда имевшего домашнее хозяйство, но оказавшегося «на дне» после проигрыша. его земля и все такое.  Решающий момент между Февральской и Октябрьской революцией 1917 года,

Первая половина 1920-х годов - очень продуктивное время в Якуба Коласа, его литературной деятельности и служебной карьеры. В 1921 году по вызову правительства Советской Белоруссии вернулся в Минск. Работал в научно-терминологической комиссии Наркомата и литературной по сборуного фольклора в Институте белорусской культуры, читал лекции в Белорусском педагогическом училище и на педагогических курсах в Слуцке, преподавал белорусский язык в Институте белорусской культуры. Белорусский государственный университет.   

Сборник его рассказов «Сказки жизни» вышел в печать в Каунасе в 1921 году. Они представляют собой представление в аллегорической форме об истории и жизненной философии белорусов как на их месте среди соседних, а также обращаются к социальным, политическим, моральным и этическим вопросам и выражают человеческую попытку понять тайны жизни и природы.

В первой половине 1920-х годов Колас заканчивает свои большие эпические произведения, начатые десятью годами ранее, в которых он создал широкую картину белорусской жизни конца XIX - начала XX веков и изложил свои взгляды на пути национальной эволюции.

Поэма «Новая земля», изданная отдельная книгой в 1923 году, считается энциклопедией крестьянской жизни Беларуси на рубеже веков, автор которой дает философское осмысление всей эпохи жизни белорусского народа.  Он поэтизирует духовную силу и нравственное величие трудящегося человека, его вечную мечту стать хозяином на своей земле.  В картине красочно изображена повседневная деревенская жизнь и изображены типичные белорусские персонажи.  Прекрасные образы белорусской сцены показывают Якуба Коласа как выдающегося пейзажиста.

В 1925 году в литературном  журнале « Полимия»  («Пламя») вышло третье издание «Симона-музыканта» - произведения, проливающего свет на роль искусства и художника в жизни обычного человека и раскрывающего эстетические взгляды автора.  Здесь он говорит о национальном происхождении искусства, о судьбе великих талантов из низших слоев общества и духовном возрождении нации.  Здесь трагические и драматические мотивы переплетаются с оптимистическими и жизнеутверждающими мелодиями.  Автор показывает молодого белоруса как сознательного творца своей судьбы, стремящегося к духовному возрождению родной земли.  Он подчеркивает уникальность национального развития Беларуси и надеется, что духовная сила и творчество ее народа будут побуждены к большей активности.

Темы писателя в это время все более расширяются.  Он обращается к жизни белорусской интеллигенции и ее духовных поисках начала ХХ века.  Он так создает называемую серию «Палессе»: два прозаических произведений под названием «In Ouback Palesse» (напечатано в Вильнюсе в 1923 г.) и «In the Depths of Palesse» (напечатано в Минске в 1927 г.), которые позже вошли в трилогию «На Перекресток», главное произведение писателя.  Спектакль «Забастовщики» о включении белорусской интеллигенции в политическую борьбу был напечатан в 1925 году. Сюжет основан на событиях первого нелегального съезда учителей на Николаевщине. В 1925 году был опубликован длинный рассказ «Просторы жизни», посвященный молодому поколению 20-х годов прошлого века и посвященный проблемам их духовного развития, образования, культуры и стремления к переменам.

Вторая половина 1920-х - 1930-е гг. это время социальной активности Коласа и признания его достижений, но также и очень сложный период в его жизни, с событиями, которые сильно повлияли на его психологическое состояние и негативно повлияли на его дальнейшую работу.  18 октября 1926 года Якуб Колас был удостоен звания Народного поэта Беларуси и получил пожизненную пенсию.  С 1928 г. академик Белорусской Академии наук;  с 1929 г. - вице-президент и член президиума академии.  В 1927-1929 гг. - кандидат в члены ЦИК БССР;  1929-1931 гг., Член ВЦИК;  в 1935-1938 годах участвовал в I Всесоюзном съезде советских писателей, а в 1935 году - в I Всесоюзном съезде советских писателей в Москве,  на котором он был избран в правление сообщества писателей. В 1935 году он выступил с предложением на Международном конгрессе защиты культуры в Париже.

При этом с середины 20-х годов Колас находился на виду у постоянно советских репрессивных органов.  В 1925 году в его доме был произведен обыск и его допрашивали по «ноябрьскому делу» против «контрреволюционной организации» в Слуцком районе.  В 30-е годы давление на Коласа особенно усилилось.  Его открыто обвиняли в том, что он «национал-демократ» за отстаивание идей бесклассового общества в Беларуси;  его произведения обвиняли в идеализации жизни зажиточных крестьян и переоценке роли интеллигенции.  В 1930 году Колас был вынужден публично раскаяться в своих политических «ошибках».  Его близкие родственники - Язеп Лиосик, дядя по материнской линии, общественный и политический деятель, и брат его жены Александр Каменский - были арестованы и репрессированы. 6 февраля 1938 г.  в его доме снова обыскали оружие, и писатель был вынужден поднять руки и повернуться к стене.  Его угрожали арестом, но высшие советские власти этого не санкционировали, вероятно, из-за общественной барда и любви народа.

По мнению литературоведов М. Мацюха и М. Мушинского, биографов Коласа, писатель в конце 1920-х - начале 1930-х годов оказался в сложной ситуации, находясь в полной зависимости от идеологических целей Коммунистической партии и тоталитарной системы. .  Фактический запрет на свободу слова и выражения, а также широкомасштабные репрессии против национального народа. интеллигенция - все это негативно повлияло на Коласа как автора.  Он оказался заложником античеловеческой системы и невольным пропагандистом социалистического реализма, набора политических требований, хотя и провозглашенных эстетической категорией.

В 1926 году Якуб Колас начал длинное стихотворение под названием «На дорогах к свободе» о тяжелой жизни во время Первой мировой войны, которая вызвала протесты и недовольство масс и их положительное отношение к большевикам во время революций 1917 года.  Поэт постоянно размышлял над поэмой, продолжал творчество в 30-50-е годы, но не довел до конца.  Другой темой 1930-х годов была коллективизация фермерских хозяйств.  Главный герой довольно схематичной повести «Отступник» (1930–31, изд. 1932) после долгих сомнений приходит к выводу о преимуществах колхоза перед индивидуальным домом.  Писатель также содержит драматические события Первой мировой войны, «солдатскую правду» в пьесе «Война против войны» (1927-31, последнее издание 1938). и события Гражданской войны в длинном повествовании «Болото» (1933).  В 1940 году он начал поэму «Рыбацкая избыток» о жизни белорусов в сообщении Беларуси в то время, когда она была частью Польши, и их борьба за свои права.  Также плодотворно работал переводчиком с русского, украинского и польского языков («Полтава» А. Пушкина, несколько произведений М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, П. Тычина, Р. Тагора и др.).

В Великой Отечественной войне поэт жил в подмосковной Клязьме, затем в Ташкенте, а затем в Москве. В его стихах (сборники стихов «Мы отомщем» 1942 г. и «Голос страны» 1943 г.) длинные стихотворения «Суд в лесу» (1942) и «Возмездие» (1943-44), а также в своих публицистических произведениях он превозносит патриотизм и отвагу советских людей, раскрывает античеловеческую природу фашизма. В 1944 году Коласу было присвоено звание почетного академика Беларуси. В конце 1944 года вернулся в Минск.    

После войны, с середины 1940-х до последних дней жизни  Якуб Колас работал в Белорусской академии наук.  Он был видным общественным деятелем: депутатом Верховных Советов СССР и БССР, членом ЦК XX, XXI и XXII съездов Коммунистической партии Беларуси, членом Всесоюзного государственного комитета. Премии в области литературы и совета, заместитель председателя Панслав искусства антифашистского комитета, председатель Белорусского комитета мира и член Советского комитета мира - и это не была формальная работа.  Якуб Колас всегда отвечал на проблемы отдельных граждан и защищал белорусский народ в целом.  В 1956 году он написал правительственное письмо, в котором выразил озабоченность состоянием белорусского языка и меры по защите национального языка.

Литературное творчество Коласа второй половины 1940-х годов получило официальное признание.  В 1946 году ему была присуждена Государственная (Сталинская) премия СССР I степени за свои военные стихи, а в 1949 году - Государственная (Сталинская) премия СССР II степени за стихотворение «Рыбацкая избы».

В 1950-е годы в качестве научного редактора участвовал в подготовке первого издания Русско-белорусского словаря (1953).

В 1954 году он завершил свою новеллу «На распутье» о событиях 1906-1911 годов, которые вошла в третью часть одноименной трилогии Палесса (первые две части «В глубинке Палесса» и «В глубинах Палесса».).  Эта трилогия, один из первых белорусских романов, представляет широкую картину общественной и общественной жизни Беларуси во время революции 1905–1907 годов и в последующие годы.  Работа, основанная на автобиографическом материале, представляет собой галерею портретов национальной интеллигенции, простых людей и членов Движения возрождения, а также иллюстрирует нынешнюю жизнь крестьянства и других социальных слоев.  Здесь автор предстает мастером психологического анализа и художником-пейзажистом, создаваемым множеством прекрасных образовской природы.

13 августа 1956 года Якуб Колас скончался за своим письменным столом. Похоронен на Военном кладбище в Минске.  

* * *

Якуб Колас прожил замечательную жизнь.  Его основные качества - честность, глубокий национальный характер, готовность помочь в сложной ситуации, скрупулезность во всех вопросах, верность своим принципам и отстаивание своих личных взглядов, любовь к Родине и народу, забота о национальной независимости белорусов. продвижение белорусского языка и против любого человеческого притеснения - все это сильно повлияло на его творчество, тем самым внося значительный в национальную и мировую литературу.  Ключевые из его творческих достижений можно отнести диверси жанрами в белорусской литературе, использование ряда важных тем в поэзии и прозе, обогащение поэзии философской и пейзажной лирикой, соединение лирических и эпических форм.

Уже в 1920 году Якуб Колас был назван белорусским классиком в «Истории белорусской литературы», написанной известным белорусским писателем и литературоведом М. Гарецким и изданной в Вильнюсе.

«Якуб Колас вошел в мировую литературу как« белорусский Гомер », автор национальной Илиады и Одиссеи - вот те ассоциации, которые возникают при мысли о его« Новой Земле »и« Симоне-музыканте »... Имя Якуба Коласа« Один из величайших крестьянских » »Бардов, создатель прекрасных белорусских пейзажей и самобытный философ - звучит очень разумно среди классиков мировой литературы», - сказала белорусский литературный критик М. Тычина.

Поэтесса и переводчик из Великобритании Вера Рич высоко оценивает поэму Якуба Коласа «Новая земля».  Она сравнивает это произведение с древнеримскими трагедиями и трагедиями и историями Шекспира.  «Без таких произведений, как« Новая земля », - думает поэтесса, мировая литература была бы намного беднее».

* * *

Творчество Якуба Коласа и его роль в национальном возрождении Беларуси были высоко оценены его потомками.

Его литературное наследие изучает специальное направление белорусского литературоведения, известное как  Коласазнауства  (Исследования Якуба Коласа).

Сборники его сочинений были изданы в 1928-29 гг. (В двух томах), в 1952 г. (в семи), в 1961-64 гг. (Двенадцать; первое научное аннотированное собрание его сочинений), 1972-78 гг. (В четырнадцати).  Публикация полного собрания его сочинений в двадцати томах началась в 2007 году.

Многие произведения Коласа включены в школьную программу по белорусской литературе.

В 1959-1965 гг. Литературная премия Якуба Коласа, а с 1965 г. - Государственная премия Беларуси имени Якуба Коласа были присуждены за произведения литературной критики и прозаические произведения.

Имя Коласа носит языкознания и Центральную научную библиотеку Национальных наук Беларуси, Национальный академический драматический театр в Академии наук Беларуси, площади и улицы, школы и библиотеки многих городов и селах по всей Беларуси, а также крупный Типография в Минске носит его имя.

В Минске работают Литературно-мемориальный музей Якуба Коласа (с филиалом, включающим мемориальные усадьбы в Акинчицах, Альбуц, Ласток, Смольня) и литературно-этнографические музеи в Люсине и Пинкавичах.  В заповеднике Коласа в Стаубцовском районе есть мемориальный художественный комплекс «Тропа Коласа» с более чем сорока деревянными скульптурами по произведениям писателя.  Память о Коласе хранится и во многих школьных музеях деревень по всей Беларуси.

Памятники Якубу Коласу установлены в Минске, на площади его имени и на Военном кладбище, в его родном селе Микалаевщина, в городе Навагрудак Гродненской области и в селе Плоское Талачинского района Витебской области.  Мемориальная комната находится в Национальной академии наук Беларуси.  Памятные доски прикреплены к зданиям, в которых писатель и работал в разное время.  Якуба Коласа в изобразительном искусстве изображали Л. Азядовский, И. Ахремчик, М. Будавей, Ю.  Герасименко, Т. Игнаценка, Я.  Кулик, М. Купава, И. Рей, У. Стальмашонак, В. Шарангович, Л. Щамалеу, А. Яр-Краученко и другие. Его портрет размещен на открытках, марках и монете, посвященной 110-летию со дня рождения.  Его жизненный путь лег в основу фильма «Народный поэт» (1952),

Работы Якуба Коласа широко представлена ​​в театре, музыке и кинематографии.  Пьесы по его трилогии, рассказам и новеллам ставились во многих театрах.  Ю.  Семеняка сочинил оперу по поэме «Новая земля»;  Ю.  Багатыру, опера «В густых лесах Палесса» по его длинному повествованию «Болото».  Многие стихи Коласа превратились в песни.  В 1929 году по длинному повествованию «Просторы жизни» был экранизирован фильм «Весенняя песня» (режиссер В. Гардзин).  В 1960-1961 годах снималась его трилогия «На распутье» под названием «Первые испытания» (режиссер Ул. Корш-Саблин).

Работы Якуба Коласа известны во многих странах.  Его произведения, в основном стихи, были переведены более чем на 40 языков, включая английский, немецкий, французский, испанский и китайский.  Его литературное творчество и его роль в литературе изучаются славистами Великобритании, Австрии, Германии и Италии.  Особое значение имеют переводы его произведений на славянские языки - русский, польский и украинский.  На русском языке изданы три сборника его произведений.  Имя писателя хорошо известно в странах бывшего Советского Союза.  Его именем назван пароход и множество улиц.  Ожидается, что памятник Якубу Коласу и Янке Купале будет установлен в Варшаве, Польша.

В Беларуси регулярно проходят международные конференции, посвященные Якубу Коласу, по итогам которых  издается сборник статей под названием « Каласавины» .   

Столетие белорусского барда отметили под эгидой ЮНЕСКО.

В 1996 году был создан Международный фонд Якуба Коласа.

В 2007 году Республика Беларусь на национальном уровне отметила 125-летие со дня рождения поэта.

* * *

На «Архивы Беларуси» представлена ​​виртуальная экспозиция из 164 документов, язык Якуба Коласа, в том числе автографы поэта, оригинальные произведения, текстовые записи, документальные фотографии, рисунки и планы, звукозаписи.  Документы сгруппированы по шести темам, показывающим различные стороны жизни и творчества Коласа.  Материалы на белорусском, русском, польском и латинском языках.

Исходные материалы были отобраны из фондов семи государственных архивов Беларуси - Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, Белорусского государственного архива фильмов, фотографий и звукозаписей, национального исторического архива Республики Беларусь, национального музея. Архивы Беларуси в Минске, Белорусский государственный архив документации, Государственный архив Минской области, Государственный архив Витебской области, а также Государственный литературный музей Коласа.

Обзор и статья документов о жизни и творчестве Коласа подготовлены совместной работой архивистов Белорусского научного центра электронных документов при поддержке Управления архивов и делопроизводства Республики Беларусь.

Английская страница является сокращенной из русской версии, которая также предлагает обложки первых изданий книг Коласа с аннотациями и цитатами, а также обзор архивных собраний, собранных с Коласом в Беларуси и за рубежом.

С образцом стихов Коласа можно ознакомиться на отдельном сайте « Белорусская литература в английском переводе» - проекта национальной публичной библиотекой Янки Купалы при поддержке Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий